Понедельник, 06.05.2024, 09:17Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 99

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
А.Шнитке

АЛЬФРЕД ГАРРИЕВИЧ ШНИТКЕ
(1934–1998)


Альфред Гарриевич Шнитке А. Шнитке - один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения. Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Для него характерны масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности.

Основные жанры творчества Шнитке - симфонические и камерные. Композитором созданы 5 симфоний (1972, 1980, 1981, 1984, 1988); 4 концерта для скрипки с оркестром (1957, 1966, 1978, 1984); концерты для гобоя и арфы (1970), для фортепиано (1979), альта (1965), виолончели (1986); оркестровые пьесы "Pianissimo..." (1968), "Пассакалия" (1980), "Ритуал" (1984), "(K)ein Sommernachtstraum" ("Не по Шекспиру", 1985); 3 concerti grossi (1977, 1982, 1985); Серенада для 5 музыкантов (1968); фортепианный Квинтет (1976) и его оркестровый вариант - "In memoriam" (1978); "Жизнеописание" для ударных (1982), Гимны для ансамбля (1974-79), струнное Трио (1985); 2 сонаты для скрипки с фортепиано (1963, 1968), Соната для виолончели с фортепиано (1978), "Посвящение Паганини" для скрипки solo (1982).

Несколько произведений Шнитке предназначены для сцены; балеты "Лабиринты" (1971), "Эскизы" (1985), "Пер Гюнт" (1987) и сценическая композиция "Желтый звук" (1974).

По мере эволюции стиля композитора все большее значение в его творчестве приобретают вокальные и хоровые сочинения: Три стихотворения Марины Цветаевой (1965), Реквием (1975), Три мадригала (1980), "Minnesang" (1981), "История доктора Иоганна Фауста" (1983), Концерт для хора на ст. Г. Нарекаци (1985), "Стихи покаянные" (1988, к 1000-летию крещения Руси).

Поистине новаторской является чрезвычайно интересная работа Шнитке над музыкой в кино: "Агония", "Стеклянная гармоника", "Рисунки Пушкина", "Восхождение", "Прощание", "Маленькие трагедии", "Мертвые души" и др.

Среди постоянных исполнителей музыки Шнитке - крупнейшие советские музыканты: Г. Рождественский, О. Каган, Ю. Башмет, Н. Гутман, Л. Исакадзе. В. Полянский, квартеты Москонцерта, им. Л. Бетховена и др. Творчество советского мастера пользуется широким признанием во всем мире.

Шнитке окончил Московскую консерваторию (1958) и аспирантуру (там же, 1961) по классу сочинения Е. Голубева. В 1961-72 гг. работал преподавателем в Московской консерватории, а затем - свободный художник.

Участвуя в создании кинофильмов, Шнитке углубил психологическую емкость целого, создав музыкой дополнительный эмоционально-смысловой план. Киномузыка активно использовалась им и в концертных произведениях: в Первой симфонии и Сюите в старинном стиле для скрипки и фортепиано звучала музыка из фильма Мир "сегодня" ("И все-таки я верю"), в Первом concerto grosso - танго из "Агонии" и темы из "Бабочки", в "Трех сценах" для голоса и ударных - музыка из "Маленьких трагедий" и т. п.

Шнитке - прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения советского мастера эмоционально выраженной философией.

Концерт для фортепиано и струнных.

       Фортепианый концерт, посвященный В. Крайневу, создан в 1979 году и впервые исполнен Крайневым в декабре этого же года в Ленинграде. Концерт отличается особенной четкостью, отточенностью, направленностью на восприятие выразительных средств. Жанровый диапазон - прелюдия, вальс, хорал, quasi джазовая импровизация, использование веками отстоявшихся, легко воспринимаемых мелодических и гармонических формул в сочетании с экспрессивными современными формами выражения - все это заостряет контрастность, придавая произведению доступность, яркость, не снижая, однако, значения тонкой детализации, характеризующей концерт. Организует целое стройная, целенаправленная композиция, в итоге образующая рельеф одной огромной волны с несколькими фразами, генеральной кульминацией в конце и завершающим обрамлением.
       Первоначально концерт был задуман автором как цикл особым образом построенных вариаций - «вариации не на тему». Смысл этого парадоксального подзаголовка, который не вошел в окончательный текст, в том, что варьированию подвергаются отдельные элементы темы, которая, как бы выделяясь из них, в оформленном виде появляется только в конце произведения.
       Концерт написан в форме, соединяющей в себе сонатную форму, сонатный цикл и вариации.
       Начинается он фортепианным вступлением, где изложены основные тематические элементы, восходящие к итоговой теме. Следующая далее тема у фортепиано, поддержанная оркестром - экспозиция главной темы и первая вариация на исходную аккордовую последовательность. Это основная тема концерта. Однако, этот образ не может быть устойчивым - наплывы в оркестре диссонирующих аккордов из темы как бы изнутри расшатывают его, делая зыбким. После остинатных аккордов возникает второй важный тематический образ - звучит хорал. Это яркая вспышка света, однако, недолго звучащая. Следующая вариация возвращает нас к исходным тематическим элементам, окрашенным мельчайшим хроматическим звучанием оркестра. Новый этап варьирования - побочная тема - лирическая, почти ноктюрновая мелодия. В заключительной теме - на том же хроматическом фоне возникает интонация вступления, которым начинается концерт.
       Так завершается экспозиция, которая прерывается вторжением разработки - скерцо. Это новый цикл вариаций на те же исходные тематические элементы, но в быстром темпе. Звучит здесь и гимническая хоральная тема, за ней неожиданно следует тема совсем из другого мира - в мире джазовой импровизации. Выделяется эпизод - « темпе вальса».
       И вновь в оркестре звучит тема-хорал. Эпизод колокольного звона - это начало репризы. Как итоговая мысль о пережитом звучит, наконец, тема вариаций. После разрушения кульминации, ее строгий и простой облик особенно значителен. Концерт завершается музыкой вступления.

Concerto Grosso № 1 и Concerto Grosso № 6.

Разительно отличающиеся по стилистике концерты одной серии.

      Возмутителем общественного спокойствия, и именно с правой позиции, стало произведение Шнитке с приятным, гладким академическим названием — «Concerto grosso № 1» для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (1977). Еще один, совсем новый вид простоты вошел внутрь полистилистического произведения. При первом исполнении на публику, уже достаточно хорошо изучившую новый метод Шнитке, вдруг обрушилось что-то развязно-неприличное, заставившее чуть ли не заткнуть уши. Зазвучало типичное ресторанное танго, со всеми пошлыми оборотами в мелодии и типичными синкопами в аккомпанементе. Танго было заимствовано из кинофильма Э. Климова «Агония» — из того эпизода, где Распутин учиняет скандал в высшем обществе, пытаясь насильно увести чужую жену. Для академического концертного зала шнитковское танго тоже скандал, посягательство на хороший вкус. Однако когда шок первого впечатления прошел, чувственное танго начало уже нравиться, и в дальнейшем публика всегда ожидала этого момента. «Серьезная» музыка пусть неохотно, но впустила в свои пределы музыку «несерьезную».

      Впрочем, если подробнее разобраться в этом «Concerto grosso», то окажется, что все темы серьезного шестичастного произведения заимствованы из фильмов с музыкой Шнитке, за исключением одной, явно стилизованной под Вивальди — в соответствии с названием вещи. Представлю этих «выходцев» из кино. Первая тема, исполняемая на препарированном рояле (между струнами зажимаются монеты), взята из картины А. Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Там была колядовая песня в звучании детских голосов: «О человек, недолог твой век, печален и смертною скорбью жален. Будь милосерден, к добру усерден, за муки телесные в кущи небесные примет тебя Господь». Из фильма колядка потом выпала. А саму музыкальную тему («на разбитом пианино»), словно хриплую музыку часов, Шнитке провел через все «Concerto grosso» в качестве фатального рефрена. Во второй части, возглавляемой быстрой темой «a la» Вивальди, проводятся другие темы из того же «Арапа». В третьей части — серьезной, наполненной интонациями плача, скорби,— претворена музыка из фильма «Восхождение» Л. Шепитько. При переходе к пятой части вступает кружащаяся тема из мультфильма А. Хржановского «Бабочка». В ту же пятую часть инкрустируется шокирующее танго из «Агонии». Позволительно удивиться — как можно из такого пестрого киноматериала сделать единое академическое произведение? Но Шнитке к этому времени был уже таким мастером музыкальной композиции, что материал в его руках словно бы выстраивался сам собой.

      Двойной концерт (Concerto Grosso № 6) Шнитке, написанный специально для Александра Рождественского и Виктории Постниковой, и исполненный ими впервые в 1994,состоит из трех частей.

Жанр Concerto Grosso сложился в Италии в ходе конкурентной борьбы между скрипачами-виртуозами, руководителями небольших оркестров-капелл. Среди них первое место занимает Арканджело Корелли -- автор типичных образцов, популярность которых не увядает почти триста лет. В середине ХХ века вместе с общим поворотом от устремления вперед (авангард!) к движению вспять (всякого рода ретро- и нео-) Concerto grosso воскрес вновь. Шнитке дал своим Concerto grosso начало новой главе в истории жанра, введя в него ритмы танго наравне с традиционной "золотой секвенцией".
Copyright MyCorp © 2024 |